0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Аналитическая психология К

Аналитическая психология К.Г. Юнга – Основные положения, Описание

Аналитическая психология Юнга – что это такое, каковы основные положения, описание и классификация архетипов по К. Юнгу.

Карл Густав Юнг стал вторым, после Адлера, учеником Зигмунда Фрейда. Фрейд неохотно брал к себе учеников, но с 1909 по 1913 годы оба ученых были верными соратниками, сподвижниками, единомышленниками. Затем начались разногласия.

Юнг опровергал постулат Фрейда о том, что в основе человеческой психики заложено либидо. Он начал собственные исследования, основываясь на истории развития человечества, основах культурологии, антропологии, религии и даже мистики.

Так появилась аналитическая психология К.Г. Юнга, суть которой базируется на понятиях коллективного и индивидуального бессознательного, а также архетипах личности.

Проблема смысла… — это последнее аналитическое понятие, венчающее общее учение о психике, так же как понятие личности венчает всю систему психологии.

Алексей Николаевич Леонтьев

Основные положения

Юнг ввел в терминологию новые понятия, определяющие глубинное влияние на становление и формирование личности человека. В психиатрической клинике под его наблюдением находилось несколько десятков человек с разными психическими отклонениями.

Работая с пациентами, Юнг пришел к выводу, что цельность психики человека не определяется только его сознанием.

Статья в тему:  2 закон в импульсной форме. Второй закон ньютона в импульсной форме основное уравнение

Существуют системы, формирующие структуру личности под воздействием внешних и внутренних факторов. Эти системы легли в основу его учения.

Архетипы

К.Г. Юнг об архетипах Под воздействием коллективного бессознательного у человека формируется общая модель восприятия мира, которая закладывается с детства. Юнг определяет следующие виды архетипов:

  1. Эго – центр осознания самого себя через взаимосвязь коллективного и индивидуального бессознательного. Если связь нарушается, то начинает разрушаться психика человека.
  2. Персона – это «маска», в которой человек появляется в обществе. У каждого индивида может быть бесчисленное количество персон. Они включают в себя манеру поведения, стиль общения, характер, представление себя в обществе.
  3. Анима и Анимус – женское и мужское начала. Чем меньше в мужчине Анима, тем он более груб и примитивен. Чем больше в женщине Анимус, тем меньше она склонна к жалости, терпению, состраданию. Юнг считал, что к старости оба начала уравновешиваются и человек вступает в фазу гармонии. Таким образом он обретает мудрость.
  4. Тень – скрытые подсознательные страхи. Они сформировались еще в детстве. Затем трансформировались в комплексы. В течение всей жизни человек подавляет свои тайные желания, мечты, опасения. Если найти гармонию с Тенью, то уйдет ощущение стыда за свои детские страхи и человек сможет найти общий язык с обществом.
  5. Самость – главный архетип, который организует и защищает личностную целостность. Благодаря ему индивид находит компромиссы, пути устранения противоречий. Человек может самостоятельно направить собственные негативные черты в позитивное русло. Например, агрессивность может перерасти в стремление к достижению целей (в бизнесе, спорте, искусстве и других областях деятельности).

Если самость не справляется с поставленными задачами, возникают внутренние конфликты. Они могут привести к расстройству психики. Тогда на помощь приходит психотерапия.

Коллективное бессознательное

Личность формируется под воздействием опыта предыдущих поколений человечества. Этнические группы, народности, нации и расы появились не на пустом месте. Они создавались на основе общих понятий о жизни, формировании общих мыслительных образов, ставших впоследствии основой для религиозных верований, культуры, философии.

Коллективное бессознательное оказывает влияние на формирование правил поведения, менталитета, поступков, принятых для общества в целом. Тем самым оно определяет судьбу индивида в социуме. Связь прослеживается на интуитивном уровне, поэтому плохо поддается объяснению.

Это бессознательное имеет не индивидуальную, а общую природу содержания и образа поведения. В нем заложены историко-этнические, социокультурные, семейные устои.

Индивидуальное бессознательное

На основе личного опыта формируется индивидуальный тип личности. Опыт набирается посредством получения информации извне (экстраверсия) или с помощью погружения в себя и собственное переосмысление произошедших событий (интроверсия).

В ходе исследований Юнг разделил получаемую человеком информацию на две системы:

  1. Эктопсихическая — связана с внешним миром и включает в себя ощущения, мышление, чувства и интуицию;
  2. Эндопсихическая — связана с внутренним миром и включает в себя память, эмоции и аффекты.

Посредством познания бессознательного личность проходит процесс самореализации. Человек становится самостоятельной единицей.

Это интересно:
Считается, что под влиянием доминирующей функции формируется определенный психологический тип – экстраверт или интроверт, а также складываются основные типы характеров (холерик, меланхолик, сангвиник, флегматик).

Аналитическая психология – это прежде всего терапия

Юнг был практикующим психотерапевтом, поэтому все открытия создавались им на теоретических умозаключениях и практическом применении. Юнг всю жизнь посвятил созданию методики работы с бессознательным.

Он считал, что достичь положительных результатов можно только при полном доверии между пациентом и врачом. Поэтому он практиковал беседы, поощрял любой вид творчества, помогал пациенту выстраивать новые более комфортные отношения с окружающими, проецируя их на врача.

Для осмысления бессознательного Юнг использовал следующие методы:

  • Ассоциативный тест. В процессе выявляются слова-стимулы, вызывающие болезненные обостренные чувства. Узнать, что волнует человека на уровне подсознания можно, перечитав ассоциативный ряд и сложив слова воедино.
  • Анализ сновидений. Этому методу Юнг уделял особое внимание. Он считал сны проявлением позиции саморегулирующейся психической системы. Это бессознательное предупреждает человека о нарушении равновесия. Для толкования снов Юнг использовал метод амплификации (поиска параллелей с известными мотивами искусства, культуры, литературы, религии).
  • Активное воображение. Юнг считал занятия творчеством одной из самых действенных терапий.

Для справки:
По мнению психотерапевта, работа с направлениями должна гармонизировать отношения сознательного и бессознательного в человеке.

Вклад в современную психотерапию

Аналитическая психология К.Г. Юнга дала толчок развитию психотерапевтических практик. Благодаря исследованиям ученого стали развиваться арт-терапия, песочная терапия, техника направленных ассоциаций.

Арт-терапия активно применяется для лечения детей и взрослых с отклонениями в психике. Юнг применял ее в рамках рисования. Сегодня в методику добавлена коррекция психоэмоционального состояния человека с помощью музыки, театра, литературы и других видов искусства. Подбор произведений искусства происходит на основе личностных предпочтений пациента.

Терапия строится на пассивной и активной методиках. В первом случае врач сам подбирает произведения для просмотра, чтения или прослушивания. Во втором случае пациент становится творцом собственных произведений, основанных на его чувствах. С помощью арт-терапии психотерапевты изучают внутренний мир человека, оценивают глубину его переживаний, эмоций, ощущений и комплексов.

Сейчас арт-терапия постепенно становится отдельным направлением в психиатрии.

Специалисты в обязательном порядке проходят дополнительную подготовку по этому направлению. Они работают в детских учреждениях, домах престарелых, больницах и клиниках, исправительных колониях. Перед ними ставится основная цель – создать гармоничные отношения человека с социумом посредством творчества.

Как вы думаете, что эффективнее: созданная по методике Юнга арт-терапия или все-таки медикаментозное лечение?

Количество слов: 921 Время на чтение: 5 мин.
Распечатать
Спасибо авторам за эту статью, которую уже прочли 7 844 раз!
Спасибо нашим читателям, которые пока не оставили ни одного комментария, но уже оценили статью 6 раз!

  • 100
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Алексеич , 12 ноя, 2021 34 527 просм. • 1 отв. • 27 комм.

Василиса , 26 окт, 2021 245 255 просм. • 1 отв. • 288 комм.

Алёнка , 21 окт, 2021 86 334 просм. • 1 отв. • 81 комм.

Алиса , 18 окт, 2021 635 823 просм. • 1 отв. • 123 комм.

Владислава , 07 окт, 2021 100 158 просм. • 1 отв. • 85 комм.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Руководители управлений образования ДФО пройдут переобучение в Москве

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

Вопрос о QR-кодах для сотрудников школ пока не обсуждается

Время чтения: 2 минуты

Правительство предложило потратить до 1 млрд рублей на установку флагов РФ у школ

Время чтения: 1 минута

Российский совет олимпиад школьников намерен усилить требования к олимпиадам

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector