0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

И скучно, и грустно

И скучно, и грустно. Описание стиха Лермонтова

Образ Лермонтова его современники воспринимали двояко. Перед высшим светом он представал в виде вздорного корнета, бросающего вызов потенциальным соперникам. Узкий круг друзей видел в нем ранимую, романтичную натуру, тщательно скрытую под покровом дерзкой решительности. Одно из его стихотворений «И скучно, и грустно», наполненное мелодией тоски и одиночества, погружает читателя в мир философских размышлений.

И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья. что пользы напрасно и вечно желать.
А годы проходят – все лучшие годы!

Любить… но кого же. на время – не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? – там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно…

Что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг –
Такая пустая и глупая шутка…

Статья в тему:  Анализ вечера на хуторе близ диканьки. Анализ отрывка из произведения Н.В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки"

История создания

Михаил Юрьевич хоть и придерживался пушкинских традиций, но являлся поэтому совершенно другой эпохи. Через все его творчество жирной линией проходит тема пессимизма. В его творчестве не редко встречаются мотивы одиночества, изгнанничества, а так де любовные разочарования. Автор достаточно часто размышляет о смерти, смысле жизни и судьбе человека.

Но чаще всего в творчестве поэта присутствует мотив одиночества. И вот в результате долгого одиночества и страдания и появилось произведение «И скучно, и грустно». Написал Михаил Юрьевич его в 1840 году, за год до своей трагической гибели.

В произведении автор поднимает тему тоски и разочарования, будто бы подводя итог прожитых лет.

Итоги, которые подводит автор, совершенно его не радует. В момент написания стихотворения он был одинок и глубоко несчастен. Его всю творческую карьеру огорчало то, что он так и не смог добиться поставленной вершины. Свои труды он не считал народным достоянием, поскольку относился к ним скептически. Что же касается военной карьеры, то она так же не принесла долгожданного успеха. Совокупность всего этого навалилась на поэта, поэтому он испытывал разочарование и уныние.

Стихотворение и анализ «И скучно, и грустно…»

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

Желанья. что пользы напрасно и вечно желать.

А годы проходят – все лучшие годы!

Статья в тему:  Армия ранней римской республики. Командный состав римской армии

Любить… но кого же. на время – не стоит труда,

А вечно любить невозможно.

В себя ли заглянешь? – там прошлого нет и следа:

И радость, и муки, и все там ничтожно…

Что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг

Исчезнет при слове рассудка;

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, –

Такая пустая и глупая шутка…

Краткое содержание

Михаил Юрьевич Лермонтов написал стихотворение «И скучно и грустно…» незадолго до своей смерти, в 1840 году. Оно стало своеобразным итогом всей его жизни. Уже само название передает состояние автора. Основная тема – одиночество и смысл бытия. В образе центрального героя сосредоточены боль и сожаление о том, что «некому руку подать в минуту душевной невзгоды». Вечная любовь также не становится спасительным пристанищем для одинокой души, поскольку, по словам поэта, она невозможна: «Любить… но кого же? На время – не стоит труда, а вечно любить невозможно!»

Оглядываясь, Лермонтов видит вокруг себя безрадостную пустоту, лишенную самой жизни. Такие понятия, как дружба, любовь, товарищество, понимание и участие – не более, чем обман и притворство. От этого и уныние, и тоска, и неверие в то, что в будущем что-то изменится. Ощущение скоротечности времени выражено в словах: «проходят – все лучшие годы», и вся трагедия заключается в том, что он не способен это остановить.

Статья в тему:  Что читать чтобы стать интересным собеседником. Поддерживайте визуальный контакт. Имейте собственные увлечения

Анализ

История создания

Невозможно представить себе русскую литературу без имени Лермонтова, и сегодня его произведениям отводится большое место в литературоведческих исследованиях. Но сам он довольно критически относился к своему таланту, поскольку считал, что никогда не достигнет того пьедестала, на который был возведен гениальный Пушкин. Не принесла удовлетворения и военная карьера, так как проявить себя на этом поприще было попросту негде из-за отсутствия военных действий.

«Лермонтов на Кавказе». Художник М. Решетнёв

Отношения с женщинами у влюбчивого Михаила Юрьевича длились недолго. С любовью всей его жизни, Варварой Лопухиной ему не довелось построить крепкого любовного союза, также, как и с княжной Марией Щербатовой, которой некоторое время был увлечен поэт. Причиной подавленного состояния могла послужить и предшествовавшая созданию стихотворения дуэль с французским атташе Барантом. Таким образом, все эти события нашли отражение в позднем периоде творчества русского поэта. Тоска, пессимизм, уныние – основные составляющие содержания его произведений, к числу которых относится и анализируемое стихотворение.

При жизни М.Ю. Лермонтова был выпущен единственный сборник его стихов, он появился в год его смерти, и включал в себя данное произведение. Многим не понравился чрезмерный пессимизм поэта, однако В.Г. Белинский был другого мнения. Его высокая оценка прозвучала в следующих словах: «Если бы не все стихотворения Лермонтова были одинаково лучшие, то это мы назвали бы одним из лучших».

Статья в тему:  Что взять в армию призывнику — список вещей

Персонажи и образы

Повествование ведется от лица единственного персонажа – лирического героя, под образом которого автор подразумевает самого себя. Весь эмоциональный настрой вложен в уста этого незримо присутствующего молодого человека, умного, образованного представителя просвещенного дворянства, так и не нашедшего себя в этом мире.

Жизнь в его представлении – «пустая и глупая шутка», и этот вывод имеет под собой основание: ведь герою так и не довелось встретить ни любви, ни понимания. Не обрел он, по его мнению, и общественного признания. Его жизненные силы уходят от него, словно вода в песок, все чувства непрочны и преходящи, и нет среди них ни одного, которое бы оставило след в его душе.

Возможно, такие настроения были присущи не только Лермонтову, они охватывали немалое число его современников, которые, так же, как и он, считали себя родившимися не то время. Они также испытывали ненужность и бессмысленность своего существования, и, раздираемые внутренними противоречиями, подвергались постоянному самоотравлению этими негативными эмоциями.

Композиция

Композиционно стихотворение представлено тремя катренами (четверостишиями). Выраженного сюжета оно не имеет и представляет собой монолог героя, не нашедшего своего места в этой разочаровавшей его жизни. Во всех трех катренах присутствуют рассуждения о смысле жизни, о любви, о страстях и рассудке. В заключение автор делает горький вывод о бессмысленности бытия, выражая это фразой, что жизнь, «как посмотришь с холодным вниманьем вокруг – такая пустая и глупая шутка…».

Статья в тему:  Айти япония. Остальные материалы раздела

Литературное направление анализируемого стихотворения – романтизм. По родовой принадлежности – это лирика, Жанр определяется его содержанием. Поскольку размышления лирического героя представлены в виде монолога, произведение можно назвать элегией. Таким образом, «И скучно, и грустно…» – это гражданская лирика, элегия, наполненная философским смыслом.

Размер и средства художественной выразительности

Лермонтов написал свое стихотворение пятистопным амфибрахием с перекрестной рифмой и чередованием мужских и женских слогов. Схематично это выглядит как АВАВ.

Чтобы усилить значимость каждого слова, поэт применяет многосоюзие: «И скучно, и грустно, и некому руку подать…» В другой строфе: «И радость, и мука, и все там ничтожно. ». Средства художественной выразительности представлены эпитетами: «сладкий недуг», «холодное внимание»; метафорами: «минута душевной невзгоды», «годы проходят», «cладкий недуг исчезнет при слове рассудка»; сравнениями: «жизнь … пустая и глупая шутка».

Риторические вопросы и восклицания словно призывают самим читателям порассуждать над представленными проблемами: «что пользы напрасно и вечно желать?», «любить… но кого же?», «что страсти?», «А годы проходят – все лучшие годы!».

Проблематика и основная идея произведения

Чтобы глубже понять проблему, поднимаемую автором, можно привести слова В.Г. Белинского, который сказал, что Лермонтов исполнил «похоронную песню всей жизни». Это довольно жесткое, но справедливое определение, ведь поэт, действительно, подводит итог своему, как он считает, бессмысленному существованию. Этот глубоко одинокий и опустошенный человек страдает от отсутствия дружеской опоры, любви и невозможности найти применение своему таланту.

Статья в тему:  Что делать чтобы хорошая. Что делать чтобы хорошо выспаться. Чай с ромашкой

Прежде всего, страдания героя вызывает осознание невозможности жить полноценной жизнью, что лучшие годы проходят напрасно, его тяготит одиночество и отсутствие того, кому можно было бы протянуть руку. Он жаждет любви, но боится очередного разочарования: «Что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг исчезнет при слове рассудка». Видя всю искусственность и лживость светского мира, поэт чувствует себя в нем одиноким отшельником.

Стихотворение можно назвать вызовом тому обществу, которое рушит все моральные ценности, любые высокие стремления низводит до плотских желаний. Мотив одиночества, непризнанности, неоцененности проходит через всю поэзию Лермонтова, несущую глубокую проблему бессмысленности бытия.

Анализ стихотворения Лермонтова «И скучно, и грустно…» (3)

История создания
Михаил Юрьевич рано потерял мать. Влюблялся мужчина не раз, но отношения длились недолго. До смерти он хранил теплые чувства к Варваре Лопухиной, но им не суждено было прожить вместе. Не удивительно, что на протяжении всей своей жизни поэт чувствовал себя одиноко. В его поздних стихах проблемы одиночества и пустоты бытия проявляются все чаще. От его творчества веет пессимизмом и унынием. Такова история создания анализируемого произведения, написанного в 1840 г.

Нет, не тебя так пылко я люблю… (+ Анализ)

Тема
В центре авторского внимания тема одиночества, к которой постепенно примешиваются проблемы разочарования в жизни, сущности жизни. Главный образ стихотворения – лирический герой. Во время прочтения стиха воображение рисует мужчину, который успел испить горького напитка из чаши жизни.

Статья в тему:  15 отряд специального назначения вятич нтв. Отряд специального назначения вятич

p, blockquote 22,0,0,0,0 —>

Уже в первых строках звучит мотив одиночества: ««некому руку подать»». Особенно тяготит оно человека, в трудные минуты. Лирический герой уже успел убедиться, что далеко не все желания сбываются, поэтому желать можно вечно, но безрезультатно.

p, blockquote 23,0,0,1,0 —>

Во втором куплете он идет еще на большее откровение, заводя разговор о любви. Видно, что личный опыт его был печальный, так как теперь герой твердо уверен, что вечной любви не существует. Оставаться наедине с собой мужчине тоже невыносимо, так как все, что внутри него ничтожно.

p, blockquote 24,0,0,0,0 —>

Лирический герой уже созрел и до того, что страсти иллюзия, которая легко развеивается под действием рассудка. Поэтому предаваться им и даже воспринимать страсти всерьез не стоит. Завершающим аккордом в размышлениях становится вывод о том, что жизнь лишь шутка. Кстати, такое видение не ново, например, вспомним слова В. Шекспира: «Вся наша жизнь – игра».

p, blockquote 25,0,0,0,0 —>

Композиция
Анализируемый стих – монолог-рассуждение автора. Он делится на несколько небольших частей, посвященных разным аспектам человеческого бытия: желаниям, любви, страстям. В последних двух строках автор окончательно подводит черту под сказанным. Формально произведение делится на три катрена.

p, blockquote 26,0,0,0,0 —>

Жанр
Произведение можно определить как элегию, это грустные размышления над актуальной для человека проблемой. В стихе яро выражен мотив разочарования. Написан он разностопными строками: четырех- и трехстопным амфибрахием. Михаил Лермонтов использовал перекрестную рифмовку АВАВ, мужские, и женские рифмы.

Статья в тему:  Артикль зе. Для чего нужны артикли в английском языке

p, blockquote 27,0,0,0,0 —>

Средства выразительности
Стихотворение не изобилует средствами выразительности. Тем не менее, они играют важную роль для создания образа лирического героя, отображения его внутреннего мира, воспроизведения эмоционального состояния.

p, blockquote 28,0,0,0,0 —>

В тексте есть метафоры – ««минута душевной невзгоды», «вечно желать», «годы проходят», «их сладкий недуг исчезнет при слове рассудка», «холодное вниманье», «пустая и глупая шутка»; «эпитеты –»«лучшие годы», «и радость, и муки, и всё там ничтожно». «Сравнений в стихотворении нет. Большинство языковых средств служат для характеристики абстрактных понятий. Среди них есть как традиционные тропы, так те, которые выражают оригинальное восприятие М. Лермонтова.

p, blockquote 29,0,0,0,0 —>

Психологические акценты расставляются при помощи интонации. Поэт использует разные виды синтаксических конструкций : риторические восклицания и вопросы, оборванные предложения. Некоторым строкам выразительности придает аллитерация. Например, в первом куплете автор нанизывает слова с согласными «ж», «з», «с», «ч»: ««Желанья. что пользы напрасно и вечно желать. ».»

p, blockquote 30,0,0,0,0 —> p, blockquote 31,0,0,0,1 —>

Средства художественной выразительности

В этом стихотворении Лермонтов применил многосоюзие в начале стихотворения, тем самым как бы подчеркивая каждое слово

И скучно, и грустно, И некому руку подать…

В другой строфе:

И радость, и мука, и все там ничтожно.

В стихотворении использованы:

  • эпитеты, подчеркивающие настрой произведения: душевной, лучшие, пустая и глупая (шутка);
  • метафоры : сладкий (недуг), холодным (вниманьем).
Статья в тему:  Что сделать чтобы лучше. Как научиться петь самостоятельно, что нужно делать, чтобы хорошо петь. Продукты в нашем рационе

Завершая анализ стихотворения «И скучно и грустно», следует вспомнить о том, что это произведение Лермонтова привлекло внимание композиторов, потому что, говоря словами Белинского:

Это произведение положили на музыку А. С. Даргомыжский, А. Л. Гурилев, И. И. Билибин, В. Г. Кастриото-Скандербек и другие.

Краткое содержание

Анализ «И скучно, и грустно» Лермонтова будет неполным без детального разбора текста. Стих состоит из трех четверостиший. В первом лирический герой рассказывает о своих чувствах. Ему не только скучно, но и грустно. Он расстраивается от того, что даже не может никого поддержать. Ему кажется — желать смысла нет, так как не все сбывается.

Во второй строфе герой спрашивает себя стоит ли любить. На это есть однозначный ответ: нет, чувства проходят, оставляют после себя горечь. Наедине с собой его посещают только негативные мысли. У него выжжены все чувства.

В третьей строфе герой подводит итог своих размышлений.

Даже страсти перестали его привлекать, так как они все равно проходят под действием рассудка. Стоит только посмотреть на жизнь с холодным разумом и станет понятна очевидная вещь — существование человека лишено смысла. Оно напоминает всего лишь чью-то глупую шутку.

Средства выразительности

В стихотворении автор использует разные средства выразительности. Они играют важную роль для создания образа лирического героя, отображения его внутреннего мира, воспроизведения эмоционального состояния.

Статья в тему:  Что делать если разочаровался в человеке. Как не разочароваться в человеке и людях. Как понять, что вы разочарованы

В тексте есть метафоры – «минута душевной невзгоды», «вечно желать», «годы проходят», «их сладкий недуг исчезнет при слове рассудка», эпитеты –«холодное вниманье», «лучшие годы», «и радость, и муки, и всё там ничтожно». «пустая и глупая шутка»; Большинство языковых средств служат для характеристики абстрактных понятий. Среди них есть как традиционные тропы, так те, которые выражают оригинальное восприятие М. Лермонтова.

Психологические акценты расставляются при помощи интонации. Поэт использует разные виды синтаксических конструкций : риторические восклицания и вопросы, умолчания. Некоторым строкам выразительность придаёт аллитерация. Например, в первой строфе автор нанизывает слова с согласными «ж», «з», «с», «ч»: «Желанья. что пользы напрасно и вечно желать. ».

Анализ 1 вариант

Произведение Михаила Юрьевича «И скучно и грустно…» появилось в 1840 году. Главной целью этой работы было показать настроение и жизнь людей в тридцатых годах и время, когда царил общественный застой, а так же кризис ценностей.

Темой произведения является то, что размышлял о времени, о своей личности, о будущем и нынешнем поколении и отношении к жизни. По тематике данное стихотворение можно смело отнести к философской, а также гражданской лирике. В произведении мы видим лирический монолог, а также героя, которого Лермонтов преподносит от лица всего поколения. Образ главного героя уже не наполнен романтикой, а скорее наоборот, он выражается скорее реалистом, со скептическим взглядом на окружающий его мир и людей. Главным мотивом произведения стало недоверие, тяжесть души и разочарование в жизни. Поэтому, можно смело сказать, что эта работа описывает суд между собой и своей жизнью.

Статья в тему:  Аспекты солнца и урана в натальной карте. Трин солнца. Солнце женщины в соединении с Ураном мужчины

Основные художественные средства это- эпитеты, метафора, риторический вопрос, лексический повтор. Лермонтов в своем стихотворении говорил от имени целого поколения.

Художественные приемы

Анализ стихотворения Лермонтова «И скучно, и грустно» включает подробный разбор текста. Композиция работы — 3 части, каждая представлена в виде отдельных размышлений. Автор думает о том, что такое любовь, желания, страсти.

Жанр стихотворения — элегия. Поэт делится своими философскими переживаниями. В тексте явно чувствуется мотив разочарования, именно он становится основной мыслью работы. Сюжет крайне простой — монолог лирического героя, в котором он рассказывает о своих эмоциях.

В строчке «И скучно, и грустно, и некому руку подать» Лермонтов отражает состояние лирического героя. Он ощущает себя пустым, бесполезным, ненужным. Ему хочется не только радоваться, веселиться, но и быть полезным. Но поддерживать некого.

При написании стихотворения были использованы следующие средства выразительности:

  • метафоры — поэт представляет душевные невзгоды живыми, годы проходящими, а внимание холодным;
  • эпитеты — автор описывает года лучшими, радости и муки ничтожными, жизнь пустой;
  • аллитерация — повторение звуков [З], [Ж], [Ч], [С] позволяет усилить эмоциональную окраску стихов.

Настроение героя передается с помощью интонации. В тексте можно найти риторические вопросы, восклицания, оборванные предложения. Все это позволяет передать размышления, душевные метания человека.

В стихотворении Лермонтов сделал главными мотивами:

  • одиночество;
  • бессмысленность жизни;
  • власть разума над чувствами.
Статья в тему:  Что самоуважение человека. Для чего человеку самоуважение и как его достичь? Пути формирования достаточного самоуважения, недостаток самооценки

Это одно из самых грустных и трогательных стихотворений поэта. Он не злится, не проклинает судьбу, не ругается с ней. Разочарование Лермонтов принимает как должное.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector