0 просмотров
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Взрывной феномен

Взрывной феномен. Топ-8 версий о падении Тунгусского метеорита

Около семи часов утра по местному времени 30 июня 1908 года над территорией бассейна реки Енисей пронёсся большой огненный шар. Полёт закончился мощным взрывом на высоте около 7 километров, который зафиксировали обсерватории всего мира. По современным оценкам, мощность взрыва достигала 50 мегатонн, что сравнимо со взрывом самой мощной «>водородной бомбы. Стёкла в домах вылетали в нескольких сотнях километров от эпицентра взрыва.

Если бы Тунгусский метеорит взорвался во время прохождения над Европой, взрыв был бы способен полностью уничтожить такой город, как Петербург. Если бы данное происшествие случилось на полвека позже, подобный взрыв вполне мог быть принят за ядерную атаку и стать причиной начала Третьей мировой войны. Но, по счастью, падение произошло в малонаселённом районе Сибири.

В 2013 году интерес к «Тунгусскому феномену» вновь вырос после падения метеорита в районе Чебаркуля.

Исследования происшествия в районе Подкаменной Тунгуски продолжаются больше века, но и по сей день нет однозначного ответа на вопрос: что именно произошло 30 июня?

Статья в тему:  Анализ ошибок. Что такое канцеляризмы

По состоянию на 1970 год учёные зафиксировали 77 различных теорий о природе «Тунгусского феномена». Теории подразделяются на техногенные, геофизические, метеоритные, связанные с антивеществом, религиозные и синтетические.

За последние 40 лет версий не стало меньше, и даже список гипотез, считающихся основными, насчитывает более чем два десятка.

Мы отобрали восемь самых интересных версий происшествия на Подкаменной Тунгуске.

Тайны Тунгусского метеорита: Катастрофа может повториться?

30 июня 1908 года Центральную Сибирь потряс чудовищной силы взрыв. Нечто, получившее в дальнейшем название «Тунгусский метеорит», взорвалось на высоте 7-10 км над землёй и выжгло 200 квадратных километров леса, что сопоставимо с территорией современного Ярославля. Никаких следов метеорита или другого космического тела так и не было найдено. Учёные до сих пор спорят о природе явления и гадают, может ли катастрофа повториться вновь.

Взрыв двух тысяч атомных бомб

Тунгусский инцидент остаётся одним из самых загадочных событий в истории человечества: 112 лет назад примерно в 7 утра по местному времени небо над Сибирью в районе бассейна реки Подкаменная Тунгуска (Красноярский край) озарила яркая вспышка, которая сопровождалась гулом и звуками, напоминающими раскаты грома.

Всего на пару минут в небе появился огромный ослепительно-яркий шар-болид, который очевидцы даже называли вторым солнцем. Затем раздался невероятный по силе взрыв. Учёные считают, что его мощность составила 10-40 мегатонн в тротиловом эквиваленте, что сопоставимо с энергией двух тысяч атомных бомб, подобных сброшенной на Хиросиму в 1945 году.

Статья в тему:  Части бактериальной клетки. Для бактериальной клетки характерно наличие чего? Особенности, строение и функции бактериальной клетки. Среди бактерий различают

Взрывная волна несколько раз обогнула земной шар, на месте взрыва оказались уничтожены более 80 млн деревьев, в радиусе сотен километров погибло всё живое. Последствия наблюдались от Енисея до побережья Атлантического океана.

Десятки экспедиций будут искать упавший «метеорит», но так и не найдут ни одного фрагмента и даже кратера, что породит более ста версий произошедшего.

Свидетельства очевидцев

Ближе всех к эпицентру оказались жители ныне села Ванавара и эвенки-кочевники. Вот что они рассказывали:

«Только я замахнулся топором, чтобы набить обруч на кадушку, как вдруг на севере над тунгусской дорогой Василия Ильича Онкоуля небо раздвоилось и в нём широко над лесом появился огонь, который охватил всю северную часть неба. В этот момент мне стало так горячо, что словно на мне загорелась рубашка» (С.Б. Семёнов, фактория Ванавара).

«Страшно шибко было. Земля под ногами ходила, лес сразу загорелся, 28 оленей спалило быстро, а сам я на болоте спасся. С испугу в Ванавару прибежал, а там лючи (русские) жили, тоже испугались. У них в домах стёкла все разбились и печи все потрескались. Один ихний старик сидел на лавочке. Ветром его подняло и на землю бросило» (Лючеткан, эвенк. «маленький русский», он же И.П. Петров).

Первооткрывателем района катастрофы был исследователь Леонид Кулик. Он полагал, что упавший объект всё же был метеоритом. В поисках фрагментов изучил несколько круглых впадин и даже осушил небольшое озеро, но следов небесного тела так и не обнаружил.

Статья в тему:  Черные дыры испаряются. Излучение хокинга

Другие специалисты были не так уверены в «метеоритной теории». Многие отмечали странности как в самом явлении, так и в его последствиях.

Фото:GloballookPress

Последствия ощутил весь мир

Например, на месте инцидента среди сломанных деревьев оказались уцелевшими целые рощи. В большинстве случаев деревья были обожжены поверхностно, но остались стоять. Кроме того, выжженные взрывом территории начали стремительно зарастать новым лесом, скорость роста была в три раза выше нормы. При этом никаких следов радиации в месте падения «метеорита» не обнаружено.

Ещё одним загадочным фактом остаются так называемые светлые ночи 1908 года. Они наблюдались за неделю до падения болида в Европе и Западной Сибири.

Газеты писали, что в полночь на улицах некоторых городов можно было спокойно читать книги.

После тунгусской катастрофы вплоть до Атлантики фиксировались не просто светлые, но цветные сумерки, а также яркие серебристые облака и дневные оптические эффекты — гало и венцы вокруг солнца.

Наблюдались и сильные колебания магнитного поля Земли.

Метеорит, космический корабль или опыты Теслы?

Всё это привело к возникновению новых версий о тунгусском феномене: американские физики Альберт Джексон и Майкл Риан заявили, что в атмосферу нашей планеты вошла «чёрная дыра»; исследователь оптических аномалий из Франции Феликс де Руа предположил, что это было облако космической пыли, а некоторые специалисты и любители озвучили теории об ударе лазерного луча, падении корабля инопланетной цивилизации или опытах гениального учёного Николы Теслы.

Статья в тему:  Авторская оценка образа. Несколько интересных сочинений

Серьёзно изучалась версия о вероятном падении кометы. Этот космический объект, состоящий из газа и льда, вполне мог вызвать долгое сияние в небе и не оставить следов после взрыва. Но и эта теория разбивается о ряд фактов: за всю историю ни одна комета не падала на Землю, кроме того, она должна была бы сгореть на высоте 30 км над землей.

Одобрение учёного сообщества получила «астероидная версия». В таком случае объект мог разорваться на мелкие фрагменты и не быть найденным.

Фото: imagebroker/Hannu Hautala/FLPA/imagebroker.net/GloballookPress

Но всё же наибольшей поддержкой по сей день пользуется «метеоритная теория».

В 2013 году американские геологи проанализировали собранные советскими учёными зёрна с места падения болида и пришли к выводу, что это был метеорит из класса углистых хондритов. Однако им возразил австралийский специалист Фил Бленд, отметив, что в образцах слишком маленькая концентрация иридия, присутствие которого характерно для всех метеоритов.

В этом году итальянский профессор Лука Гасперини из Болонского института морской геологии ISMAR заверил, что кратер от метеорита найден — это озеро Чеко, а фрагмент космического объекта надо искать под водой на 10 метров ниже уровня дна. Учёный уверен: раньше исследователи ошибались, полагая, что озеро существовало до падения метеорита.

Гасперини рассказал «Комсомольской правде», что озеро имеет нехарактерное для водоёмов Сибири конусообразное дно, а до 1908 года нет ни одного упоминания о его существовании.

Статья в тему:  Что расскажет о вас день недели, в который вы родились. Зависимость судьбы человека от его дня рождения

Человечество столкнётся с новой катастрофой?

Тем не менее факт остаётся фактом: все собранные на сегодняшний день данные не дают точного ответа, что же именно произошло 112 лет назад. Если это был метеорит, может ли такой объект снова упасть на Землю, а катастрофа – повториться?

По словам бывшего замдиректора по науке Тунгусского заповедника Николая Васильева, хуже всего, если правы окажутся сторонники приоритетных гипотез. Ведь по статистике, космические тела, сопоставимые с тунгусским, проходят в опасной близости от Земли примерно раз в 300 лет.

«Если тунгусский болид летел по траектории, принятой учёными в качестве консенсусной, то упади он на четыре часа позже, эпицентр взрыва пришёлся бы на Смоленск или Санкт-Петербург», — приводит слова эксперта ТАСС.

При этом учёные считают, что падение подобного объекта на страну с системой ПВО может привести к непредсказуемым последствиям и даже к ядерной зиме.

Гипотезы явления Тунгусского метеорита

Наверное, тайна Тунгусского метеорита это та загадка, на которую пока нет ответа. Хотя предположений множество. Причем их даже классифицируют по характеру возникновения: техногенные, геофизические, метеоритные, основанные на антивеществе, религиозные и т.д.

По правде говоря, выдвигают различные гипотезы о том, что произошло на самом деле и что представляло собой данное явление.

Кто-то считает, что это был взрыв ядерной бомбы. А другие верят, что упавшее тело было ни чем иным как космическим кораблём. В то же время, для верующих людей это был божественный знак, послание.

Статья в тему:  Афанасий фет биография краткая детям. Жизнь и творческая судьба А. А. Фета. Образ любви-воспоминания в лирике Фета

Вероятно, так много версий о происхождении феномена связано с тем, что после взрыва не было обнаружено никаких следов небесного тела.

Тунгусский метеорит (изображение)

Конечно же, нам наиболее интересна метеоритная гипотеза. Она, кстати, была одной из первых при попытке объяснить произошедшее событие. Но она вызывает сомнения из-за отсутствия метеоритных осколков.

Однако согласно этой версии, взорвавшийся объект был довольно крупным каменным метеоритом. Скорее всего он имел низкую плотность, что привело к полному распаду и испарению в нижних слоях земной атмосферы.

Некоторые учёные предполагают, что Земля столкнулась с кометой, её ядра или осколка, впоследствии сгоревшими в атмосферных слоях.

Также есть гипотеза, что попавшее к нам тело являлось неплотным сгустком космической пыли.
Поскольку по расчётам для подобного взрыва тело должно иметь массу около 5 млн тонн. А вещество кометы обладает неплотной структурой, которая состоит в основном изо льда. То есть попав в атмосферу, оно бы полностью расспалось и сгорело. То же самое произошло бы, если это был ледяной метеорит.

Сгорание метеоров в атмосфере

Последствия взрыва

Взрыв оставил путь разрушения, следовавший радиальному образцу. 80 миллионов деревьев были повалены или сожжены дотла. Огромное количество пыли поднялось в небо. А после 7 утра еще 5 часов были сильнейшие магнитные бури.

За несколько дней до Тунгусского взрыва появились странные природные явления, такие как серебристые облака (их можно видеть, даже когда темно, они как будто светятся) или солнечное гало (круг, который образуется вокруг солнца). Эти природные аномалии очень редкие. Они сохранились и в последующие дни, а в некоторых местах не проходили месяц.

Статья в тему:  Что если мы живем в матрице. Странные случаи из жизни в пользу теории, что мы живем в матрице. Антропный принцип как доказательство матрицы

А что сейчас

Сейчас место падения тунгусского объекта выглядит со спутника как округлая поляна. Примечательно, но на этом участке лес восстановился довольно быстро: лиственничные породы — за 7 лет, хвойные — за 9 лет. Это заставляет исследователей думать о некотором превышении радиационного фона.

У эвенков, проживающих в районе притока Нижней Тунгуски, была обнаружена мутация белка резус-фактора. Ее появление связано с тем, что их общий предок, который является носителем генной мутации, находился вблизи эпицентра взрыва.

Ссылка на основную публикацию