0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Краткое содержание «12»

Поэма «12» Блока была написана в январе 1918 года. Произведение стало откликом писателя на события Октябрьской революции. Это произведение является одним из самых ярких в русской литературе эпохи символизма.

События поэмы разворачиваются в революционном Петербурге зимой 1917–1918 гг. При этом сам город в произведении является олицетворением всей России.

На сайте можно читать онлайн краткое содержание «12». Для проверки знания сюжета рекомендуем пройти тест, составленный по пересказу поэмы.

Глава 1

Петроград, 1918 г. В сгущающихся сумерках валит белый снег, который подхватывает сильный ветер. Бросается в глаза растянутый между домами огромный плакат с надписью: «Вся власть Учредительному Собранию!».

На улицах можно заметить случайных прохожих из самых разных слоев общества. Многие из них (старуха, буржуй, длинноволосый писатель, «товарищ поп», «барыня в каракуле») выражают недовольство советской властью: «большевики загонят в гроб», «погибла Россия!». Лишь ветер безразличен к переживаниям людей и безжалостно треплет плакат.

Глава 2

На пустынной улице появляется вооруженный большевистский отряд из двенадцати человек. В него входят представители социального «дна». По внешнему виду они напоминают уголовников: «На спину б надо бубновый туз!».

Статья в тему:  Братья стругацкие понедельник начинается. Понедельник начинается в субботу. Разложить все по полочкам

Члены отряда рады захлестнувшей Россию вседозволенности и отрицанию моральных устоев. Низменные разговоры «товарищей» причудливо сочетаются с их «революцьонностью». Людям с винтовкой в руках не терпится «пальнуть» в Святую Русь.

Глава 3

Озверевшие от крови революционеры исполняют залихватскую песню о своей непростой службе в «красной гвардии». Члены отряда готовы к смерти, ведь единственная ценность, которой они обладают – оружие и возможность безнаказанно применить его в любой ситуации.

Очень страшно звучат последние строки песни:

Мировой пожар в крови –

Обращение за помощью к Богу при тотальном уничтожении старого мира – верх цинизма революционеров.

Глава 4

В это время бывший товарищ двенадцати красноармейцев Ванька, которого они сейчас презрительно называют «буржуем», едет на извозчике с подругой Катькой. «Влюбленной паре» очень весело. В эпоху небывалого падения нравов Ванька выглядит достойным «кавалером»: «крутит черный ус», «плечист», «речист». «Толстоморденькая» Катька под стать своему любовнику: «зубки блещут жемчугом».

Глава 5

Ванька напоминает подруге о ее бурном прошлом. На теле женщины имеются шрамы и царапины. Совсем недавно она «с офицерами блудила». Один из ее прежних любовников, судя по всему, был убит самим Ванькой. Если прежде проститутка жила богато и была разборчива в связях, то в нынешних условиях рада любому оборванному солдату.

Глава 6

Лихач-извозчик налетает прямо на революционный отряд. Красноармейцы, не задумываясь, открывают стрельбу и пытаются остановить коляску. В снежной круговерти Ваньке и извозчику удается скрыться. Бывшие товарищи посылают им вслед проклятья и обещание неизбежной расправы на следующий день.

Статья в тему:  Что делать если влюбилась в молодого учителя. Влюбилась в учительницу

Революционеры замечают, что застрелили Катьку. Убитая женщина не вызывает в них никакого сочувствия: «Лежи ты, падаль, на снегу!». Отряд продолжает ночной обход Петрограда, ведь «неугомонный не дремлет враг!».

Глава 7

Среди двенадцати «мужественных» бойцов выделяется убийца Катьки – Петруха. Он выглядит подавленным. Товарищи осведомляются о причине его грусти. Петруха объясняет, что был по-настоящему влюблен в убитую им женщину, провел с ней множество «черных, хмельных» ночей.

Красноармейцы поднимают загрустившего бойца на смех («Что ты, Петька, баба что ль?») и призывают его сохранять хладнокровие и решительность. Революционная стихия принесет еще большое количество бед и несчастий, гораздо более серьезных, чем гибель любимой проститутки.

«Ободряющие» слова товарищей благотворно действуют на Петруху. Он поднимает поникшую голову и на глазах веселеет, предвкушая «увлекательную» ночь: «нынче будут грабежи!».

Глава 8

В голове Петрухи воцаряется настоящий бардак. Красноармейцу «скучно» жить на свете. Он раздумывает о различных вариантах времяпровождения. На одном уровне стоят желания «полущить семечек» и «полоснуть ножичком». Для себя Петруха оправдывает будущие убийства местью буржуям за им же самим убитую Катьку.

Последней здравой мыслью красноармейца становится обращение к Богу: «Успокой, господи, душу рабы твоея…».

Глава 9

Безвластие в Петрограде делает невыносимой жизнь законопослушных мирных жителей. Они испытывают панический страх перед «ребятами», которые ходят по колено в крови и алкоголе.

Яркий пример представляет собой одинокий «буржуй на перекрестке». Рядом с ним сидит «паршивый пес», напоминающий растерзанную царскую Россию.

Статья в тему:  «Близнецы», анализ произведения Тургенева. III. Сообщение темы и целей урока

Глава 10

Все сильнее разыгрывается вьюга, так что временами члены отряда не видят друг друга. Петруха по привычке поминает Бога («спасе!»). Услышав это восклицание, революционеры упрекают товарища в недостаточной сознательности. Они напоминают Петрухе, что он уже давно замаран кровью, поэтому нечего обращаться за помощью к небесам. Красноармейцы не должны испытывать жалость и сомнения. Уничтожая старый мир, они должны двигаться только «вперед, вперед, вперед».

Глава 11

Движение отряда по обезлюдевшему ночному Петрограду приобретает символическое значение. Двенадцать красноармейцев символизируют собой охватившую всю страну безжалостность и готовность к борьбе с «лютым врагом».

Глава 12

За революционерами увязывается «голодный пес», олицетворяющий собой уходящую в небытие старую Русь. Члены отряда пытаются его отогнать, но пес не отстает.

Внезапно бойцы замечают перед собой какую-то неясную фигуру. Они приказывают неизвестному сдаваться живым и, не дождавшись никакого ответа, открывают стрельбу. Выстрелы бесполезны, ведь впереди красноармейского отряда шествует сам Иисус Христос.

Закончил историко-филологический факультет. Восемь лет проработал в театре. Последние три года работаю в интернете, специализируясь на статьях по литературной и исторической тематикам.

Читательский дневник по поэме «Двенадцать» (Поэма 12) Блока

Сюжет

На улицах ветреного зимнего революционного Петрограда люди побежденного «старого мира», «Святой Руси» (богачи, интеллигенция, священство, просто бродяги) опасливо уступают дорогу вооруженному отряду красноармейцев в количестве двенадцати человек. Товарищи бранят отступника Ваньку: борьбе за свободу он предпочел утехи с проституткой Катькой, которая путалась с офицерами и буржуями.

Статья в тему:  Быть гордым и быть не отягощенным гордыней. Почему гордость – это хорошо

Отряд расстреливает влюбленную парочку. Катьку убивает отвергнутый ухажер Петруха. Ваньку извозчик увозит целехоньким из заварушки. Мертвая Катька брошена в снегу.
Товарищи зовут приунывшего Петруху грабить и убивать. А если на руках кровь – чего о Боге вспоминать, не поможет. Метель усиливается. За отрядом увязывается дрожащий паршивый пес, как символ старого мира. Впереди отряда мелькает некто с красным флагом. Товарищи пытаются застрелить неизвестного, им это не удается. Оказывается, их ведет вперед сам «Исус Христос».

Отзыв

Название многозначно, это еще и намек на двенадцать апостолов Христа. Поэтическая летопись первых месяцев революции, картины гибнущего мира, разгула свободы, мести, «святой злобы» рабочих, солдат. Тема религии, преступления и безнаказанности, народа, утраты прежних ценностей, обнищания. Языком улиц, плаката, частушек, романса автор рисует русскую революционную столицу. Противопоставление старого мировоззрения и нового. Фигура Христа в поэме – символ неоднозначный. Здесь он то ли завзятый революционер, то ли тот, кто вопреки всему ведет человечество своими путями.

Анализ и восприятие поэмы

Тема поэмы — революция. В 1917 году Александр Блок был очарован революционной романтикой, призывал «слушать музыку революции». В «Двенадцати» звучит именно эта музыка: не всегда понятная, порой страшная и отталкивающая, но всё-таки завораживающая.

Герои произведения — красногвардейцы, люди совершенно не героические. Речью и поведением они больше напоминают уголовников, чем «рыцарей революции». И они действительно оказываются убийцами: кульминация поэмы — момент, когда патрульные походя расстреливают девушку. Финал, где во главе отряда идёт Иисус с красным знаменем, на этом фоне выглядит инородно и загадочно.

Статья в тему:  Что написал крылов иван андреевич. Кто есть кто в рвсн. шевцов иван андреевич. Смерть и погребение

«Сегодня я — гений», — записал Блок, закончив «Двенадцать». Однако многие современники не разделили этой оценки и осудили поэму, посчитав, что автор воспевает жестокости большевиков. Иван Бунин, к примеру, говорил про «Двенадцать»: «Патологическое кощунство: какой-то сладкий Иисусик, пляшущий (с кровавым флагом, а вместе с тем в белом венчике из роз) впереди этих скотов, грабителей и убийц».

Однако «Двенадцать» вряд ли возможно назвать гимном революции. В поэме нет ни героического пафоса, ни революционной романтики, ни положительных героев. Стиль поэмы — во многом иронический. По выражению критика Виктора Шкловского, «частушечный» и даже «блатной». Это никак не похоже на пропаганду революционных идей и оправдание красного террора.

Сам Блок объяснял позже, что «Двенадцать» — произведение не политическое, и признавал, что появление Христа в конце поэмы непонятно даже ему самому. «Мне тоже не нравится конец “Двенадцати”. Я хотел бы, чтобы этот конец был иной. Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа. И тогда же я записал у себя: к сожалению, Христос», — цитировал Блока Корней Чуковский.

«Двенадцать» — парадоксальная поэма. Пытаясь осмыслить революцию, Блок не прославляет и не проклинает её, изображая происходящее со смесью юмора и ужаса.

Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови —
Господи, благослови!

Что видеть в этих строках — злую издёвку или искреннюю революционную романтику — каждый читатель решает для себя сам. Вероятнее всего, обе эти трактовки — неоправданное упрощение. Сам Блок говорил об этом так: «Те, кто видит в “Двенадцати” политические стихи, или очень слепы к искусству, или сидят по уши в политической грязи, или одержимы большой злобой, — будь они враги или друзья моей поэмы».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector