0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

18 лет без Туве Янссон

18 лет без Туве Янссон. Как жила и работала создательница муми-троллей?

Этот материал – дань памяти жизни и творчеству известной финской писательницы Туве Янссон.

Сказки и комиксы о добродушных круглых существах муми-троллях из волшебной долины Муми-дол принесли Туве Янссон мировую известность, но на родине её талант признали только в разгар муми-бума. Сказочная вселенная, придуманная Янссон, полюбилась не только детям, но и взрослым, а муми-тролли стали одним из знаковых культурных явлений второй половины XX века.

Творческого наследия, которое оставила Янссон, хватило бы на несколько карьер, а последние книги она дописывала, когда ей было за семьдесят. При этом больше всего Туве Янссон хотела реализоваться как художница, а сказки для неё были скорее побочным продуктом творчества. Но мир запомнил не картины или журнальные карикатуры, а муми-троллей. 27 июня 2019 года исполнилось 18 лет, как писательницы не стало. Informburo.kz предлагает читателям вспомнить главное о ней и её созданиях.

Статья в тему:  Что называют магнитами. Постоянные магниты. Способы применения магнита

Детско-взрослый мир Туве Янссон

В литературе прошедшего ХХ века, как отечественной, так и зарубежной, не так уж много детских книг, которые с равным удовольствием читают и взрослые. И еще меньше таких детских писателей, которые умеют создавать прекрасные взрослые произведения. Одно из таких редкостных явлений – это творчество Туве Янссон.

Мама Муми-тролля

Туве Марика Янссон родилась в Финляндии в 1914 году, в семье шведки и финна. Мать ее была художницей, отец – скульптором. Живя в такой семье, было сложно не почувствовать тяги к искусству. Туве не любила ходить в школу, зато с самого детства много рисовала. В 15 лет она отправилась в Швецию учиться на художника. После окончания учебы вернулась домой и принялась за иллюстрирование детских книг и журналов. Оба младших брата Туве, кстати, тоже реализовали себя в изобразительном искусстве. Сама же она, автор известных на весь мир книг, всегда позиционировала себя как художника, а не как писателя, считая литературное творчество просто увлечением. В 1943 году прошла ее первая выставка в Хельсинки, а в 1945 – вышла первая книга из цикла повестей о Муми-тролле и его друзьях.

Повести были переведены на фантастическое количество языков и разошлись по всему миру, Янссон стала обладательницей многих литературных наград и премий. Однако, невзирая на материальный успех (она даже стала миллионером), писательница жила очень скромно и предпочитала уединенный образ жизни.

Статья в тему:  Буденный щорс. Николай Щорс - герой Гражданской войны: биография. могила Н.А. Щорса в г. Куйбышев

Некоторое время она занималась созданием комиксов о Муми-доле, потом ее подменил брат. Будучи уже в годах, Янссон выпустила книги «для взрослых», и они тоже пришлись по душе читателям.

В 2001 году, в возрасте 86 лет, Туве Янссон скончалась. До самой смерти она сохраняла ясность ума и спокойную, мудрую улыбку.

Ее книги и сегодня переиздаются по всему миру, а симпатичную мордашку Муми-тролля можно встретить на кружках, на детских футболках, в игрушечных и сувенирных отделах магазинов во множестве стран. Это один из самых популярных и любимых персонажей в европейской литературе, да и у нас в России его очень любят.

Секрет успеха Муми-дола

«Я начала писать даже не для детей, а ради самой себя. Я ненавидела школу. Самое счастливое время для меня было — до школы. Вся атмосфера моего дома, мои родители… Мне хотелось вернуться и хотя бы еще немного пожить в этом огромном чудесном мире…» Из интервью Туве Янссон, март 1992.

Янссон далеко не первая сказочница, придумавшая целый мир и населившая его смешными зверюшками. И их путешествия, приключения, разного рода опасности и неизбежно хороший, как полагается в детской литературе, конец – это все тоже уже было. Однако мало какому воображаемому существу удавалось настолько покорить сердца не только детей, но и взрослых…В чем же секрет такой любви всего мира к потешным маленьким существам, жителям Муми-дола?

Статья в тему:  Что делать если разочаровался в человеке. Как не разочароваться в человеке и людях. Как понять, что вы разочарованы

Причин этому, думаю, несколько. Оставив пока за скобками безусловный писательский талант автора, попробуем назвать некоторые.

Во-первых, в муми-саге очень важен и невероятно притягателен образ дома, который повторяется из книги в книгу, занимая центральное место не только в долине, пожалуй, но и в собственно сериале. Это как раз такой дом, в котором хотели бы жить, наверное, многие из нас, по крайней мере, в детстве… Чтобы в доме было больше одного этажа, много башенок, окошек, и у каждого обитателя – своя комната, чтобы была веранда, где можно было бы всем вместе чаевничать. Чтобы из дома можно было выйти не только обычным путем, но и через окно. Чтобы для каждого гостя всегда находилась баночка варенья. Чтобы можно было по всему дому играть в прятки. Чтобы необходимые для жизни вещи появлялись сами собой, ниоткуда. Чтобы этот дом ждал твоего возвращения из любых путешествий… И не только дом сам по себе, но обязательно с ожидающей тебя мамой – центральной его фигурой.

Муми-мама – идеальная мама. И это вторая причина любви к историям Туве Янссон. Мама всегда ждет возвращения своего муми-сына после всех его приключений. Она готовит угощения строго к моменту его появления. Она многое ему позволяет. Она во всем поддерживает его и приветствует его идеи. Она любит сына безусловной любовью и принимает таким, какой он есть. Она готова смириться с тем, что ему срочно нужно отправиться в долгое и неспокойное путешествие и, более того, готова предоставить все требуемое снаряжение. Ее полнота – это символ домашнего уюта. Ее большая черная сумка вмещает множество всяких необходимостей, причем это с равным успехом могут быть порошки от головной боли и моток бечевки. И самое главное – Муми-мама понимает Муми-тролля. Счастье, как мы помним, — это когда тебя понимают…Удивительно, что Янссон, так и не ставшая никогда матерью, так тонко и правильно понимала эти детско-родительские отношения.

Статья в тему:  Борис Годунов – краткая биография. Укрепление страны и рост городов. Система правления Годунова

Видимо, Туве Янссон очень высоко ценила саму идею Дома, Семьи, Мамы, раз эти образы занимают такое видное место в ее творчестве.

Надо сказать, что отец семейства, Муми-папа, занимает не столь же почетное место в этой иерархии. Янссон относится к нему с большой нежностью и любовью, но сам он не очень похож на главу клана, наимудрейшего и наисильнейшего вождя. Все самое волнующее в его жизни произошло до того, как он обзавелся семьей. Сейчас он отдыхает, пишет мемуары, временами рукодельничает с детьми и позволяет жене править домом. И даже трудно поверить, что именно он, как сегодня его сын, пускался в самые невероятные и опасные приключения. Хотя и теперь он время от времени может позволить себе расслабиться, пошутить и слегка попроказничать, а иногда он возглавляет небольшие семейные предприятия.

Янссон несколько подтрунивает над мужским полом, заставляя Муми-папу вредничать и ворчать во время болезни, обижаться, когда дети поначалу не оценивают литературных достоинств его мемуаров. Однажды, устав от спокойной, распланированной жизни, он увлекает семью в путешествие, на которое его (незаметно для него) вдохновляет жена («Папа и море»). Изо всех сил старается он быть Главным, Опорой и Защитой семьи, с большим энтузиазмом бросается преодолевать различные трудности, раз за разом терпит поражение, но силы духа – надо отдать ему должное – окончательно не теряет и кое-чего все же добивается.

Статья в тему:  Английский язык онлайн фонетика. Фонетические упражнения на урок английского языка. Согласные звуки. Классификация

Вообще о папе Муми-тролля Янссон написала целых две книги, «Папа и море» и «Мемуары папы Муми-тролля». Муми-мама не удостоилась такой чести, а образ папы еще проявится в дальнейшем творчестве писательницы.

Надо сказать, что другие обитатели Муми-дола отнюдь не воплощают собой идиллию. Иногда смешные – вроде Хемулей-коллекционеров, любителей длинных юбок. Иногда грустные и романтичные – вроде Снусмумрика, берегущего свою свободу и одиночество. А иногда и совсем неожиданные герои, такие, как Малышка Мю, своенравная, не в меру самостоятельная, иногда даже грубая и злая, а иногда необычайно практично и трезво смотрящая на жизнь. И вся эта пестрая компания – далеко не набор героев в традициях классицизма, которым часто следует детская литература, когда каждый определен единственной чертой, положительной или отрицательной. Они все такие разные, и их так много, что каждый читатель волен выбирать, кому отдать свои симпатии.

И еще одна причина невероятного успеха муми-сериала не только у детей, но и у взрослых кроется вот в чем. Рассказы о жителях Муми-дола и его окрестностей затрагивают порой весьма серьезные темы взаимоотношений людей друг с другом и отношений человека с самим собой, духовного роста личности, если позволительно применять такие термины к хемулям и филифьонкам.

Так, в рассказе «Филифьонка, которая верила в катастрофы» речь идет как раз о таком внутреннем росте, о том, как внешние события помогают сломать внутренние шаблоны, освободить душу из плена условностей и приличий и подарить себе, наконец, покой и радость жития.

Статья в тему:  Что сделал левша. Почему быть левшой классно и чем левши лучше правшей! Если левше необходимо научиться писать правой рукой, то он сделает это гораздо быстрее, чем правша, которому необходимо научиться писать левой

А одна из самых щемящих историй – это рассказ «Дитя-невидимка». Малышка Нинни стала невидимой оттого, что у нее не было близких, а воспитывавшая ее тетка была «холодная как лед и ироничная». И только любовь и забота новой семьи помогли ей стать снова видимой. И это не единственная серьезная и одновременно трогательная тема.

Когда Туве Янссон спрашивали, почему она перестала писать о Муми-доле, она отвечала, что Муми-тролль вырос.

«Повзрослевшая» проза

«Кажется, будто каждую книжку писать все труднее… Это зависит, быть может, не только от того, что самокритика, естественно, постепенно возрастает, но также и от того, что становится все труднее возвращаться в мир, который является детским…» Из интервью Туве Янссон, 21 сентября 1970 года.

Проза Янссон тоже постепенно взрослеет: от череды увлекательных приключений разношерстной компании – к размышлениям о более серьезных вещах.

В книге «Дочь скульптора» Янссон возвращается к теме семьи. Это сборник автобиографичных новелл, местами разрозненных, на первый взгляд, в которых Туве от первого лица рассказывает о детстве и о родителях. Отец ее, если судить по этой книге, был человеком, с головой погруженным в свое творчество, и остальные члены семьи должны были под него подлаживаться и подстраиваться, сознавая важность его работы и безоговорочно принимая его взгляд на вещи. Однако чувствуется, что привязана девочка больше к маме, нежнее и теплее относится к ней, в то время как отцом она восхищается несколько издали.

Статья в тему:  Биография Некрасова: жизненный путь и творчество великого народного поэта. Интересные факты из жизни Некрасова. Жизнь и творчество Николая Алексеевича Некрасова

И еще очень видно становление в ребенке художника, который во всякой мелочи готов видеть красоту, ко всякой ерунде готов относиться серьезно, с признанием права этой ерунды на самобытность. От художнического дара и проистекает этот особенный взгляд Туве Янссон на вещи, внимательное отношение к ним. Неожиданным, возможно, кажется тот факт, что талантливый художник внезапно оказывается и талантливым писателем, это большая редкость – сочетание таких разных и так сильно выраженных дарований. Однако внимательный читатель увидит, что ее рассказы – продолжение присущих художнику размышлений о красоте, об искусстве и о человеке.

Как нарисовать страх? Всегда ли темный заброшенный и полуразрушенный дом вызывает в человеке испуг, а светлая просторная комната дарит внутренний комфорт? Не обманывают ли нас наши чувства? Об этом она пишет в рассказе «Черное на белом», насыщая текст такими же яркими контрастами, как в выполненном тушью рисунке.

Откуда берется талант, не дар ли это, врученный человеку свыше? Может ли тогда человек сам принимать решения, как с ним поступать? Что случится, если этот дар войдет в противоречие с окружающим миром? Об этом рассказ «Серый шелк».

Очень большое место в рассказах Туве Янссон занимает тема одиночества. Но не того продуктивного одиночества, так необходимого настоящим творцам, а грустного, тянущего душу одиночества стариков, старых дев и людей, покинувших родину. Но человеку сложно одному, и одинокие люди в рассказах писательницы сталкиваются с тем, что одиночество бывает не столь категоричным и вокруг внезапно оказываются люди, с которыми волей-неволей приходится вступать в контакт… Об этом рассказы «Путешествие налегке», «Чужой город» и другие.

Статья в тему:  Черная луна в 5 м доме. Лилит - Черная Луна в домах (астропсихология). Влияние по осям гороскопа. Лилит в Рыбах

Взрослую прозу Янссон можно, наверное, считать женской, поскольку в ней много говорится о чувствах, эмоциях, о взаимоотношениях. И по прочтении того или иного ее рассказа остается легкий флер недосказанности, неоднозначности, который требует внимания к себе. Эти рассказы нельзя читать быстро, после каждого приходится останавливаться и обдумывать, переживать прочитанное и возвращаться от его героев к себе, выныривать, чтобы продолжить чтение.

Хатифнатты и филифьонки в стране чудес

«Во время первой мировой войны отец Туве был на фронте, писал письма с фронта домой. Интересно, что в них он пишет, что очень хочет, страстно желает, чтобы Туве стала великой художницей. Удивительно, она ей стала». Из интервью племянницы писательницы Софии Янссон, 2008 год.

И нельзя, в конце концов, говоря о писателе и художнике, обойтись без иллюстраций Туве Янссон. Конечно, образ Муми-тролля и других героев давным-давно знаком и симпатичен миллионам людей во всем мире. Но мало кто знает, по крайней мере, в России, что Туве Янссон иллюстрировала «Алису в стране чудес» и «Хоббита». Это удивительные рисунки! Очень чувствуется, что у художника свое, особенное отношение к героям. И – странное дело, многие из героев «Алисы» напоминают обитателей Муми-дола, а пейзажи к «Хоббиту» местами напоминают пейзажи времен приближения кометы!

Вот рисунок из «Алисы», к стишку про папу Вильяма:

Статья в тему:  Академик А. Н. Северцов и современность

Чем не хатифнатты из Муми-дола?

Вот присяжные из «Алисы». Два крайних справа персонажа – вылитые филифьонки!

А вот и сама Филифьонка:

Из рисунков к «Хоббиту» можно выбрать и те, которые ни на что знакомое не похожи, но они такие узнаваемые по общей манере, контуру.

И вот еще несколько иллюстраций к «Алисе».

Многие герои иллюстраций Янссон не могут похвастаться тщательным изображением деталей, но, несмотря на это, эти рисунки хочется разглядывать снова и снова. «Пусть встречаются со мной в моих книгах», – говорила писательница, имея в виду своих читателей. Интересно, за какой необыкновенной мордашкой прячется Туве?

Статьи о Туве Янссон, предисловия к книгам, рецензии

1. Туве Янсон. Интервью / Детская литература. 1978 г. № 7

2. Туве Янсон. О себе. Автобиография/Детская литература. 1980 г. № 11

3. Туве Янссон. Из речи, произнесённой по случаю присуждения Международной золотой медали Андерсена (1967) Перевод с английского Л.Кацнельсона/ Янссон Т. В конце ноября. СПб. Азбука, 1999 г.

4. Людмила Брауде. Сказка и современность/ Брауде Л. Сказочники Скандинавии. Ленинград. Наука, 1974 г.

5. Людмила Брауде. Современная литературная сказка/ Брауде Л. Скандинавская литературная сказка. Москва. Наука, 1979 г.

6. Людмила Брауде. О Туве Янссон/ Янссон Т. Муми. СПб. Северо-Запад, 1993 г.

7. Людмила Брауде. «Мама муми-троллей…»/ Янссон Т. Шляпа Волшебника. СПб. Азбука, 1999 г.

Статья в тему:  А что такое риторический вопрос. Фигуры речи и риторика. Риторический вопрос может нести как негативный, так и позитивный посыл

9. Людмила Брауде. Малая проза великой писательницы / Янссон Т. Дочь скульптора. СПб. Амфора, 2002 г.

10. К. Салонен. Туве Янссон: Литературный портрет / Детская литература. 1975 г. № 12

12. А. Исаева “Сказки смешные и добрые” / Сказочные повести скандинавских писателей. Москва. “Правда”, 1987 г.

13. В. Александров. Растёт игрушечный мир… (О современной зарубежной сказке)/ Детская литература 1989 г. Сборник статей. Москва. Детская литература, 1989 г.

14. Э. Иванова. В счастливой долине Муми-троллей / Дошкольное воспитание. 1990 г. №11

15. Э. Иванова. Сказочный подарок тролля / Дошкольное воспитание. 1991 г. №10

16. О. Ойттинен. О финской литературе для детей / Детская литература. 1992. №5-6

17. П. Френкель о Туве Янссон / Янссон Т. Волшебная зима; Елка; Весенняя песня. Москва. Издательство Ангстрем, 1993 г.

18. Е. Бернаскони. Путешествие в Муми-дол /Эхо планеты. 1994 г. №52

19. Ольга Мяэотс. Туве Янссон / Детская литература. 1994 г.

20. С. Сивоконь. Послесловие // Янссон Т. Муми-тролль и все остальные. Москва. Ред. журн. «Семья и школа», 1994 г.

21. Р. Старов “Тебе звонит Муми-тролль!” / Эхо планеты. 1994 г. №52

22. Ольга Мяэотс. Я – крошка Мю и Муми-тролль / Библиотека в школе. 2001 г. № 5

23. И. Токмакова. Маленькие тролли и большая душа писателя / Дошкольное воспитание. 2002 г. № 12.

24. М. Порядина “Ничего о муми-троллях” / Книжное обозрение. 2004 г. № 31-32

Статья в тему:  Черная луна в 5 м доме. Лилит - Черная Луна в домах (астропсихология). Влияние по осям гороскопа. Лилит в Рыбах

Какие детские травмы Туве Янссон спрятала в муми-мире

© Фотограф: Hans Gedda/Источник: Wikimedia Commons

История детства Туве Янссон

Часто за светлыми историями для самых маленьких скрываются непроработанные детские травмы. Писатели бегут от воспоминаний в сказки — рисуют мир, которого вокруг никогда не было. Даша Миронова, автор блога @chitayte_detyam, рассказывает, в каком на самом деле детстве жила Туве Янссон — мама доброй и всепрощающей муми-вселенной.

Муми-папа был алкоголиком

Помню, как при первом знакомстве с муми-троллями («Маленькие тролли и большое наводнение») меня удивил отец семейства, который без ясной цели оставил жену с ребенком и увязался за вечно ищущими хаттифнатами. Оказывается, в этом и был настоящий Виктор Янссон — своенравный, порывистый, никому и ничем не обязанный.

Фаффан (семейное прозвище) был скульптором, человеком высоких материй и щедрых «пирушек», как называла их Туве. Амбициозный, но не гениальный. Хотя домашние его именно боготворили: давали простор и время для связи с космосом, пока мама разбиралась с земными мелочами вроде еды и одежды. Сигне Хаммарштен — тоже творческая личность — рисовала ночами почтовые марки. И иллюстрации для журналов. И обложки. И что угодно еще — лишь бы обеспечить детям и мужу достойную жизнь.

Туве Янссон родилась в 1914 году. С шагом в шесть лет после нее на свет появились два брата. При этом семейный врач Янссонов справлялся о здоровье их папы так, будто речь шла о четвертом ребенке. Сигне говорила, что мужа сильно изменила война — Первая мировая. Он отдалился, стал нетерпимым, с усилием улыбался, много пил.

Статья в тему:  Что называют магнитами. Постоянные магниты. Способы применения магнита

Биографы скрашивают обстановку ажурными эпитетами. Романтичной табачной дымкой. Дружными застольями. Но абстрагируйтесь от слов и представьте. Небольшая прокуренная квартира. Музыка. Звон разбитых бокалов. Иногда драки. У среднего брата астма, поэтому дверь в его комнату старательно прикрывают. Не гонят в шею пирующих — следят за дверью.

«Спальня — это наша единственная настоящая комната, кроме кухни; я имею в виду, что там есть дверь. Но там нет печки. Поэтому керосиновая лампа горит всю ночь. Если откроешь дверь, то табачный дым проникает в комнату, и у Пера Улофа начинается приступ астмы. С тех пор как у меня появился братик, с пирушками стало гораздо труднее, но папа с мамой пытаются все-таки устроить все самым наилучшим образом».

Эту картинку Туве рисует в книге «Дочь скульптора» — автобиографичной, но все же отретушированной. В письмах воспоминания звучат по-другому.

«Я вижу, как Фаффан, самый беспомощный, самый ограниченный из нас, терроризирует всю семью, я вижу, что Хам, — так Туве называет маму, — несчастна. Всю жизнь она подстраивалась и уступала, давая нам возможность стать теми, кто мы есть. Она отказалась от себя, но взамен не получила ничего, только детей, которых война или отнимет у нее, или превратит в озлобленных, ожесточенных людей, полных горечи».

Детство с огоньком

У Туве были проблемы с агрессией. Она ненавидела школу, конфликтовала с одноклассниками, а будучи взрослой и знаменитой побаивалась интервью, потому что формат возвращал ее к пустой меловой доске.

Статья в тему:  Что делать если разочаровался в человеке. Как не разочароваться в человеке и людях. Как понять, что вы разочарованы

Это только читать трогательно, как сердце Муми-папы требует бурь и острых эмоций, а муми-семья отважно поддерживает его во всех авантюрах. В жизни за приключениями следуют недосып и усталость.

«Папа всегда будил нас, когда случался пожар, и мы слышали, как воет пожарная машина; надо было спешить, и мы бежали по совершенно пустынным улицам… Все дома спали, простирая трубы к багровому небу, которое все приближалось и приближалось, и в конце концов мы оказывались там, где горело, и папа поднимал меня на руки и показывал огонь. Но иногда это был плохонький маленький пожарец, который давно погас, и тогда папа обижался, бывал подавлен, и приходилось его утешать».

Но кое-что родители сделали не по времени прогрессивно: разрешили дочери не доучиваться в школе. Вместо среднего, как у всех, она сразу получила художественное образование.

У мамы под защитой

Туве любила отца. Дорожила его профессиональным мнением. Переживала, когда они ссорились. Восхищалась талантом, но самым важным человеком в жизни считала маму. Мудрую, чуткую, легкую. Дочка разбила игрушку на елке? Так ей она никогда и не нравилась.

Тревожность, злоба, приступы ярости — все отступало рядом с Хам. Один из самых светлых моментов в воспоминаниях Туве — день, когда их в доме заблокировал снег. Нельзя было ни войти ни выйти. И в этой изоляции девочка нашла счастье.

Статья в тему:  Борис Годунов – краткая биография. Укрепление страны и рост городов. Система правления Годунова

«Наконец-то мы в абсолютной надежности и сохранности, наконец-то защищены. Угрожавший нам бедой снег навсегда спрятал нас в этом доме, в тепле, и нам не надо заботиться о том, что творится за стенами этого дома. Мы расхаживали в ночных рубашках и ничего не делали. Мама не рисовала… Внешний мир умер, он выпал во Вселенную».

А потом их откапывали, и Туве рвалась перекусать всех, кто войдет в убежище.

До 27 лет художница жила с родителями — боялась оставить маму одну. Причем на переезде в итоге настоял все тот же семейный врач: Туве мучили депрессии, и не последнюю роль в этом играла домашняя обстановка.

Туве Янссон не вышла замуж, долгое время открыто жила в гражданском браке с мужчиной и почти так же открыто (с поправкой на государственный запрет однополых браков и наказание в виде газовой камеры) — с женщиной.

Мама муми-троллей долго не могла решить, кто ей нравится больше, пока в 1955 году не встретила главную любовь жизни — все-таки женщину. Это была художница Тууликки Пиетиля (вы знаете ее как Туу Тикки из «Волшебной зимы»). Вместе дамы прожили 45 лет. Купили небольшой островок в Финском заливе, построили дом, работали над муми-проектами.

Папа Туве категорически не принимал таких отношений. Мама и в этом сумела остаться рядом.

Статья в тему:  Что сделал левша. Почему быть левшой классно и чем левши лучше правшей! Если левше необходимо научиться писать правой рукой, то он сделает это гораздо быстрее, чем правша, которому необходимо научиться писать левой

Что легло в основу цикла о муми-троллях

С одной стороны, книги о муми-троллях — совершенно самостоятельное явление. Янссон выдумывает свой собственный мир, фактически творит миф о счастливом месте и счастливых существах. Каждое из них она придумала и назвала, пополнив бестиарий европейской детской литературы множеством удивительных персонажей. С другой — нельзя не заметить, что у «Муми-троллей» много источников.

Дронт Эдвард, вдохновленный образом Додо из «Алисы в Стране чудес» Льюиса Кэрролла, появляется в «Мемуарах папы Муми-тролля», а потоп из первой книги серии, «Маленькие тролли и большое наводнение», отсылает к эпизоду с морем слез Алисы. Янссон очень любила Кэрролла и даже сама проиллюст­рировала «Алису» для шведского издания 1966 года. А в «Опасном путешест­вии» обыгрывается «Алиса в Зазеркалье»: на первой странице книжки-картин­ки девочка Сусанна отчитывает кота за то, что он спит, когда ей хочется приключений, а «Алиса в Зазер­калье» начинается с ее диалога с кошкой Диной и ее котятами, которых она тоже отчитывает.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector