0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

От машины остались только колеса» Известный авиаконструктор погиб при взрыве

«От машины остались только колеса» Известный авиаконструктор погиб при взрыве. Это преступление стало первым заказным убийством в СССР

«Лента.ру» продолжает цикл публикаций о самых резонансных нераскрытых преступлениях, совершенных в СССР и России. Несмотря на участие в расследованиях самых опытных криминалистов и следователей, эти дела так и остались «глухарями». В предыдущей статье речь шла о расследовании убийства девятилетней Лены Закотновой, едва ли не самого запутанного дела в практике советского уголовного розыска. Сегодня наш рассказ — о гибели одного из лучших авиаконструкторов СССР Игоря Бережного. Его автомобиль был взорван в центре Москвы 4 февраля 1981 года. Это резонансное преступление стало первым в истории Советского Союза, о котором заявили как о заказном убийстве. Его расследование взял под личный контроль глава КГБ Юрий Андропов, но имена убийц Бережного так и остались тайной.

Игорь Бережной родился 21 апреля 1934 года в городе Балашове Саратовского края (ныне Саратовская область). После окончания школы в 1951 году Бережной поступил в Куйбышевский авиационный институт. Получив диплом, Игорь остался в родном вузе.

Статья в тему:  Биография григория распутина краткое содержание. Григорий Распутин. Кем он был? Распутин был убит британским разведчиком

(THE MURDER OF BEREZHNY)

Подрыв в служебном автомобиле советского авиаконструктора Игоря Александровича Бережного называют первым заказным убийством в СССР.

Вечером 4 февраля 1981 года руководитель Куйбышевского КБ автоматических систем (ККБАС) занимающегося разработкой оборонных тем, профессор КуА Игорь Бережной, находясь в командировке в Москве, отправился на свидание с любовницей. На служебном микроавтобусе польского производства «Ниса» он подъехал к месту свидания на ул. Кирова в Москве. Пока любовница не подошла, водитель отдал Игорю Александровичу сверток. И сказал, что это лекарство, которое просили ему передать. У Бережного были хорошие связи в Москве, он периодически доставал в столице дефицитные лекарства для родственников и «нужных» людей в Куйбышеве. Поэтому, он не удивился, и начал разворачивать сверток. Грянул сильный взрыв. Кусок крыши автомобиля повис на дереве на уровне 3-го этажа. Игорь Александрович погиб на месте. В полу, на месте, где он сидел, образовалась большая дыра. Удивительно, но водитель уцелел, хотя и был сильно контужен. Он выбрался из покореженной кабины. В этот момент к машине уже подбегали три человека, которые сказали, что они – сотрудники КГБ. Вероятно, они прибежали из приемной Министра обороны Дмитрия Устинова, расположенной неподалеку. Водитель успел им сказать, что погиб директор ККБАС Бережной и потерял сознание.

Такого в СССР еще не бывало. Чтобы в столице взорвали одного из ведущих конструкторов «оборонки» — это было даже не скандалом. Это было нонсенсом!

Статья в тему:  3 степень плоскостопия армия. С каким плоскостопием не берут в армию

В СССР жизнь была довольно скучной, скандальные события замалчивались, успехи преувеличивались и в результате самой интересным источником информации была народная молва. Неизвестно откуда появлялись слухи, но они были жутко интересными и когда их пересказывал кто-то с таинственным видом, что он получил эту информацию из секретного, но очень надежного источника, хотелось верить именно ему. Тем более, что к советским газетам и телевизионным программам новостей никакого доверия не было. Изрядно обросла сказками и трагическая гибель Игоря Бережного. И они живут до сих пор. Когда рассказывают о заговоре иностранных спецслужб с целью ликвидации выдающегося советского авиаконструктора Бережного, создателя супер-системы «Глиссада» и лазерного оружия – это все сказки.

Игорь Бережной в 1957 году окончил Куйбышевский авиационный институт. Поработав некоторое время на предприятии авиационной промышленности, поступил в аспирантуру. В 1966 году защитил кандидатскую диссертацию. Работал на кафедре физики, затем на кафедре прочности летательных аппаратов в институте, в котором ранее учился. В 1972 году возглавил ОКБ «Шасси самолетов и вертолетов» в составе Куйбышевского агрегатно-производственного объединения. Говорят, что это ОКБ было создано ОКБ «Шасси самолетов и вертолетов» специально «под Бережного». Поскольку деятельность бюро была засекреченной то чем занимался Бережной не известно. Говорят, что его ОКБ участвовало в разработке шасси для бомбардировщика дальнего радиуса действия и сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144, прозванного «советским Конкордом». Какие-то работы по заказам знаменитых советских конструкторов Туполева и Антонова ОКБ Бережного выполняло, но ничего особенного не изобретало. Тем более, что у Антонова и Туполева были собственные конструкторские бюро.

Статья в тему:  Альбер камю чума краткое. Зарубежная литература сокращено. Все произведения школьной программы в кратком изложении

Так что выдающимся авиаконструктором Бережной не был. Но однозначно был талантливым и авторитетным специалистом. Он являлся автором более чем 200 научных работ, множества изобретений и научно- технических разработок.

Реально понимая, что выполняя заказы по агрегатам шасси, он «пороха не выдумает», амбициозный Бережной зацепился за идею использования лазерной техники, которая тогда находилась лишь в экспериментальном варианте, для посадки самолетов. Особенно актуально это было для военной авиации. Весьма непросто посадить истребитель кромешной ночью на палубу авианосца. Идея Бережного заинтересовала военное руководство страны, и в 1972 году было принято решение создать ККБАС, руководителем которого был назначен Бережной. Под руководством Игоря Александровича в кратчайшие сроки на окраине Куйбышева на месте свинофермы были возведены корпуса нового учреждения и вскоре новое КБ заработало.

В период 1972-1978 гг. под руководством Игоря Бережного была разработана курсоглиссадная лазерная система посадки самолетов «Глиссада». Чтобы было понятно, «глиссада» — это траектория полета летательного аппарата. Идея Бережного состояла в том, чтобы в темноте самолеты при заходе на посадку ориентировались по трем лазерным лучам, выполнявшим роль ориентиров. Проект был запатентован в 16 странах. Причем никакой секретности в нем не было. Мало того, что его идея была описана в журнале «Гражданская авиация», так еще в бюро к Бережному на презентацию его проекта приезжала американская делегация.

Статья в тему:  Блокадные дети. Истории детей-героев блокадного Ленинграда. Никольская Любовь Дмитриевнав

То, что Бережного ликвидировали иностранные спецслужбы, чтобы помешать внедрению «Глиссады» — одна из советских сказок. В США курсо-глиссадная система была установлена в аэропортах еще в 1941 году. В СССР первая КГС «Ночь-1» была создана еще в 1930-х годах, а на аэродромах появилась в 1950-х. И советская и американская система базировались на радиомаяках. Система, придуманная Бережным, основанная на применении рассеянного лазерного излучения была дороже, сложнее и плохо помогала пилотам в условиях ограниченной видимости. И в результате она так и не нашла применения. Так что никаких видимых причин ликвидировать Бережного из-за его профессиональной деятельности не было.

Игорь Бережной (крайний слева)

Хотя расследованием убийства Бережного занимались лучшие оперативники КГБ СССР и следователи Генеральной прокуратуры, они так и не смогли установить ни заказчиков, ни исполнителей преступления, ни его мотивов. Поэтому дело обросло слухами и версиями. Самые интересные и невероятные были с любовной подоплекой. По одной из них взрыв организовала бывшая любовница Бережнова, которая не смогла простить ему, что он ее бросил. А по другой, ликвидацию конструктора заказал сам Леонид Ильич Брежнев, за то, что тот увел у него любимую бортпроводницу.

Оперативники и следователи занялись изучением финансово-хозяйственной деятельности ККБАС, и тут «полезло из всех щелей». Оказалось, что в секретном конструкторском бюро чего только не было. Например, своя кино-фото студия, которая кроме того, что делала рекламные ролики про «Глиссаду», занималась разнообразными халтурами, которые в то время попадали под состав преступления ст. 153 УК РСФСР («Частнопредпринимательская деятельность»). Для испытаний ККБАС отвели авиачасть, в которой было более 20-ти самолетов, даже бывший личный самолет главы правительства Косыгина. Говорят, на этих самолетах нелегально перевозили какой-то дефицит. Немало выявили хищений и злоупотреблений в окружении Бережного. Были выданы ордера на арест начальника технического отдела КБ Геннадий Нерозю, его заместителя Владимира Нехорошева, фотографа Михаила Цыганкова и начальника специального технического бюро ККБАС в Москве Соломона Беренштейна. Причем, некоторые из них решили унести свои тайны в могилу. Цыганков перед задержанием выпил смертельную дозу дихлорэтана. А Нерозя, когда за ним пришли, попытался сделать себе харакири. Но его спасли медики в больнице, а потом сделали главным подозреваемым в убийстве Бережного. Раскопали, что его троюродный брат из пластида Чапаевского производства делал самодельные бомбы, которыми глушили рыбу. Но в результате всех задержанных осудили только за хищения социалистической собственности.

Статья в тему:  Ближайшая к солнцу звездная система. Какая звезда самая близкая к Земле

Геннадий Нерозя получил самое большое наказание – 10 лет лишения свободы и отсидел его «от звонка до звонка». По слухам его ликвидировали после освобождения, чтобы он не выдал тайну гибели Бережного. Но это опять только слухи. Неродя действительно поехал на дачу и бесследно исчез, но это случилось только в 2005 году.

Возможно, единственная версия, которая более или менее логична, но вряд ли имела под собой реальную основу, что Бережного ликвидировала кавказская мафия, «крышевавшая» подпольных «цеховиков», которые шили самопальные джинсы. Говорят, что в ККБАС нашли партию «фирменной» джинсовой ткани. Возможно, что Бережной использовал свои ведомственные самолеты для ее переброски. К тому же, использование взрывчатки в те времена было кавказским «почерком», если вспомнить серию терактов в Москве, устроенную армянскими националистами в 1977 году.

Но как бы там ни было, гибель Игоря Бережного так и осталось одной из главной загадок криминальной истории СССР.

Была и еще одна, фантастическая версия убийства Бережного. Якобы его ликвидировала тайная мировая организация пацифистов. Прознав, что он занимается разработкой лазерной пушки с ядерной подкачкой космического базирования, она решила предотвратить «звездную войну».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector