0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анализ стихотворения «Дума» Лермонтова

Анализ стихотворения «Дума» Лермонтова

Стихотворение «Дума» написанное в жанре оды – это размышление уже взрослого поэта о своем поколении. Привыкший относиться критически к себе и другим, Лермонтов не совсем справедлив, вынося столь жестокий приговор своему поколению. Он излишне требователен в отношении к своим ровесникам.

Потомки вправе гордиться поколением, давшим самого Лермонтова, Белинского, Н.В. Гоголя, А.С. Даргомыжского. И. Айвазовского. Поэт тонко чувствовал притворство, обман, и это обстоятельство делало его желчным, придирчивым, несносным.

История создания стихотворения М. Ю. Лермонтова

Михаил Лермонтов написал «Думу» в 1838 году. Первая публикация состоялась через год в «Отечественных записках».

Поводом для написания этого произведения послужило знакомство поэта с бывшим участником декабристского движения. Это произошло во время ссылки поэта на Кавказ, в год написания стихотворения.

Михаила до глубины души поразила верность идеям и непоколебимость убеждений его нового знакомого, которые так отличали его от прежнего окружения поэта, безразличного ко всему окружающему.

История создания

В 1838 году было написано сильнейшее из произведений Лермонтова – стихотворение “Дума”. Оно жёстко и непримиримо характеризует поколение тридцатых годов, которое погрязло в нигилизме и безразличии. В 1839 году оно было опубликовано в “Отечественных записках”, а после в 1840 году вошло в единственный сборник стихов Лермонтова, который был издан при жизни поэта.

Статья в тему:  Что означает красный цвет кратко. Что символизируют цвета

Его написание пришлось на период знакомства Лермонтова с бывшим декабристом. События происходили на Кавказе, во время первой ссылки: Лермонтова поразила сила духа, твёрдость, верность своим принципам своего нового знакомого. Этот человек так разительно отличался от окружения поэта, сытого, безразличного, не во что не верящего. Такой контраст заставил Лермонтова высказать своё мнение о современном поколении. Родилось великолепное, сильное, глубокое, безжалостное в своей правдивости произведение.

Духовная и социальная трагедия потерянного поколения. Автор пишет о своих современниках, которые рождены в богатстве, либо живут “ошибками отцов” , не видят смысла в жизни, не совершают поступков, плывут по течению, трусливо и беспринципно проживая каждый день своей пустой жизни. Не имея цели, не чувствуя вкуса жизни, они медленно шагают в сторону “могилы” , которая их совершенно не страшит.

Идея стихотворения в том, что человек, не способный жить, творить добро, чувствовать, помогать, любить, познавать Бога, никчёмен, его существование тускло и бессмысленно. Смерть не так страшна, как жизнь, которую ведёт “потерянное поколение” . Их ум и сердце очерствели, ни искусство, ни творчество, ни политика не способны затронуть что-то в глубине сознания этих людей. Когда человеку не к чему стремиться, он превращается в “молодого старика”, такие люди не оставят следа для потомков, исчезнут с лица земли никем не замеченными и бессмысленно.

Лирический герой не только раскрывает чудовищную картину жизни своих современников, но и находит черты этой “болезни” и у себя. Именно эти строки раскрывают стиль жизни самого поэта: “И ненавидим мы, и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви…” . Общественно-политические факторы способствовали “взращению” такого поколения, они – люди без будущего, это страшно и горько.

Статья в тему:  Призыв после института. Можно ли девушке служить в вооруженных силах РФ

Темы и настроение

Главной темой стихотворения является сущность современного человека. Лирический герой поэзии с презрением относится к своему поколению и не видит у него великого будущего. Он считает, что нынешнее общество ведет бессмысленное существование, его представителям плевать на добро и зло, все грани стерты. У этих людей нет целей в жизни и нет принципов, которых они могли бы придерживаться.

Лермонтов также поднимает тему преемственности поколений. Ошибки родителей влияют на детей. Их опыт привел к тому, что у потомков отсутствует жажда к знаниям и они проживают пустую жизнь. Автор в лице лирического героя озадачен тем, какое духовное наследие оставит его поколение миру.

Михаил Юрьевич не только охарактеризовал свое время, но и поднял тему власти и описал свое презрение к ней. Общество он называет рабами, поскольку после восстания декабристов дворянство перестало участвовать в жизни страны. Его представители закрылись в своем беззаботном радостном мире и отказывались обращать внимание на насущные проблемы других слоев общества.

В самом произведение преобладают грустные настроения. В строках чувствуются нотки сожаления и безысходности. Лирический герой с тоской описывает пороки своего поколения и при этом относит самого себя к их представителям.

Стихотворение и анализ «Дума»

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее – иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

Статья в тему:  Бисмарк мемуары. Отто фон бисмаркмысли и воспоминания

В бездействии состарится оно.

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом,

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,

Как пир на празднике чужом.

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы;

Перед опасностью позорно малодушны

И перед властию – презренные рабы.

Так тощий плод, до времени созрелый,

Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,

Висит между цветов, пришлец осиротелый,

И час их красоты – его паденья час!

Мы иссушили ум наукою бесплодной,

Тая завистливо от ближних и друзей

Надежды лучшие и голос благородный

Неверием осмеянных страстей.

Едва касались мы до чаши наслажденья,

Но юных сил мы тем не сберегли;

Из каждой радости, бояся пресыщенья,

Мы лучший сок навеки извлекли.

Мечты поэзии, создания искусства

Восторгом сладостным наш ум не шевелят;

Мы жадно бережем в груди остаток чувства –

Зарытый скупостью и бесполезный клад.

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

И предков скучны нам роскошные забавы,

Их добросовестный, ребяческий разврат;

И к гробу мы спешим без счастья и без славы,

Глядя насмешливо назад.

Толпой угрюмою и скоро позабытой

Над миром мы пройдем без шума и следа,

Статья в тему:  Базовые формулы. Магнитный поток

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,

Потомок оскорбит презрительным стихом,

Насмешкой горькою обманутого сына

Над промотавшимся отцом.

Краткое содержание

В. Шегедин. Лермонтов. Вдохновение. 1989

В развитии действия данного произведения нет чётко выраженного сюжета и хронологического порядка. Стихотворение представляет собой рассказ об образе жизни представителей светского общества, так называемых «светских львов», и гневную критику этого образа жизни. «Светские львы», обладая по праву рождения неограниченными возможностями и материальными преференциями, абсолютно не способны дать что-то полезное обществу.

Мы узнаём из произведения, что молодых аристократов жизнь «томит, как ровный путь без цели». По своей природе они крайне эгоистичны, равнодушны, не обладают способностью к созидательной работе. В связи с этим не удивительно, что будущее этого поколения «иль пусто, иль темно».

История создания

Стихотворение появилось на свет в 1838 году. Первая публикация состоялась в 1839году, в журнале «Отечественные записки». Известно, что какое-то непродолжительное время Лермонтов искренне желал быть принятым в избранное общество высшего света, но аристократические салоны захлопнули перед ним свои богатые двери. Эти двери широко распахнулись для поэта лишь после того, как к нему пришла всенародная известность.

Надо признать, насыщенная светская жизнь нисколько не оправдала радужных ожиданий поэта. Тем не менее, он продолжал посещать множество балов и салонов, так как был весьма тщеславен и самолюбив от природы. Об этих своих качествах Лермонтов пишет в письме к Лопухиной, называя себя человеком «самолюбивым и тщеславным». Впечатления, полученные на многочисленных балах и светских раутах, помогли Лермонтову гораздо глубже узнать своих современников в лице молодых аристократов. В данном произведении отразился результат долгих раздумий и наблюдений поэта.

Статья в тему:  Что изначально означали русские матерные слова. Опасность матерных слов

Жанр, направление, размер

По жанровой принадлежности, перед нами философско-гражданское лирическое стихотворение, во многом близкое либо к философской элегии, либо к лирической исповеди гражданского характера. В произведении также присутствуют черты эпиграммы и сатиры. К примеру, известный литературовед А.И. Журавлёва полагает, что это стихотворение «представляет собой синтез элегии, оды и философского размышления».

В данном произведении равномерно переплелись такие литературные направления, как «реализм» и «романтизм». Поэтический размер – шестистопный ямб. Он иногда меняется на пятистопный и четырёхстопный ямб с целью выделения определённых важных фраз и мыслей. Рифма перекрёстная.

Композиция

Стихотворение включает в себя пять строф. Композиция произведения линейная, чёткую структуру выявить невозможно, но строфы тесно связаны между собой общей тематикой. Такой приём придаёт стихотворению особую семантическую цельность.

Образы и символы

В стихотворении представлен собирательный образ молодого поколения. Лермонтов пишет не об одном герое, а о целом поколении, к которому причисляет и себя. В произведении представлены следующие образы:

  • лирический герой («мы») – начиная с середины девятнадцатого века, дворянство являлось собирательным образом молодёжи. Поэтому многоликий лирический герой с первого дня своего рождения принадлежит к привилегированному сословию людей: он может пользоваться всеми благами цивилизованного мира;
  • образ толпы раскрывается в произведении, как бездушная масса людей. Однако, лирический герой («мы») относит и себя к этой людской массе. Он осознаёт, что намертво связан нитью судьбы с окружающим его бездушным обществом. Историческое прошлое страны обусловило такую неразрывную связь.
Статья в тему:  Был ли женат маяковский. Интересные факты из жизни маяковского. Неразгаданная тайна смерти

Темы и настроение

В стихотворении поднято несколько значимых, весьма актуальных даже в наше современное время, тем:

  1. Тема сущности человека – лирический герой, относя себя к современному поколению молодых аристократов, крайне негативно относится к новому поколению. Причина такого отношения очевидна: он не видит будущего. По мнению поэта, современное общество ведёт потребительское существование, оно полностью равнодушно к таким базовым понятиям, как «зло» и «добро». Это поколение утратило принципы и цели, ради которых ему стоит жить.
  2. Тема преемственности поколений – поэт считает, что «ошибки отцов» повлияли на «младое племя». Негативный отцовский опыт привёл детей к бездействию, полному отсутствию стремлений к прогрессу, к знаниям, к саморазвитию. Лирический герой переживает за бездушие, которое оставит его век.
  3. Тема власти – давая исчерпывающую характеристику своему времени, поэт напрямую затрагивает тему самодержавной власти и ненависти к ней. Своих современников он характеризует «презренными рабами», ведь после восстания декабристов дворяне не принимали активного участия в жизни страны, закрывшись в своём сытном и комфортном мирке.

Настроенческий пафос произведения – недовольство и горечь при виде общественных устоев и порядков.

Основная идея

Основная идея произведения заключена в ответах на следующие вопросы: «зачем живёт человек?», «в чём смысл жизни?». Несмотря на скрытые порывы души, поколение поэта обречено на бессмысленное существование. Лермонтов полагает, что потерянное поколение ничего полезного после себя не оставит, «в бездействии состарится оно» и полностью исчезнет, «не бросивши векам ни мысли плодовитой… ни гением начатого труда».

Статья в тему:  Чем характеризуется водная среда. Среда обитания. Солевой режим водной среды

Средства выразительности

В данном произведении Лермонтов особенно щедр на разнообразные художественные тропы. В тексте присутствуют:

  • эпитеты — рабы «презренные», ум «поздний», плод «тощий», наука «бесплодная»;
  • метафоры – «огонь кипит в крови», «мы вянем без борьбы», «чаша наслажденья»;
  • сравнения – «как пир на празднике чужом», «жизнь томит, как ровный путь без цели»;
  • метонимия – «и к гробу мы спешим», «богаты мы едва из колыбели»;
  • оксюморон – «добросовестный, ребяческий разврат».
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector